понедельник, 13 декабря 2010

В основе легенды о сиренах лежит соблазнительная заманчивая прелесть голубой волны в соединении с опасным скалистым берегом. Сладкое пение сирен очень заманчиво, но блаженство, которое они обещают, — это смерть. Поэтому сирены, как ангелы смерти, венчают памятники на могилах. Согласно греческому мифу, родина сирен — скалистые острова между Сицилией и Италией, на которых во множестве можно было увидеть выбеленные кости — следы кораблекрушений. Как сообщает миф, сирены приобретали особо сильную власть над моряком во время штиля, когда на палубу выносили еду. Люди оказывались под палящими лучами полуденного солнца и нередко их настигал солнечный удар. Однажды сирены вступили в состязание с музами и проиграли этим небесным созданиям, олицетворявшим радость искусства, радость танца, пения и любви. Как рассказывает знаток древностей XVIII века Карл Филипп Мориц, на одном памятнике в Италии изображена сирена в виде полуптицы-полуженщины. В руках она держит две флейты. Сирена угрюмо смотрит на победившую ее музу, которая одной рукой держит сирену за крыло, а другой — выщипывает ее перья. Сирена, этот женский демон подземелья и смерти, наказана. Ведь в греческой мифологии сила жизни и искусства побеждает силу смерти.
читать дальшеВ переносном значении сирена — это неудовлетворенная страсть. Сиренам давали различные другие имена, которые значили «та, кто со страстным голосом», «очаровывающая», «та, кто со звонким голосом», «пленительная». Сирены раздаривают сладкие обещания, но не могут их выполнить, ведь они полуптицы-полуженщины. Подобно водяным нимфам из сказок, они, как олицетворение природы, не имеют души. Но если нимфу полюбит человек, она спасется, хотя при этом погибнет как сирена, ведь она — именно неисполнимое желание.
Как символ морских пучин, они олицетворяют также и пучины души героев, которые должны им противостоять. Ведь это те бездушные вожделения человека, которые увлекают его в собственные пучины. Сирены подчинены царице подземного мира Персефоне, они встречают новое пополнение в ее темном царстве. Одиссей смог противостоять им за счет того, что был привязан к мачте. Другими словами, он наложил оковы на разрушающие страсти своей души, которые затянули бы его в мир подсознательных и потому опасных желаний.
Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.
В итальянской легенде "Жена сирены" сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в "Лигее" Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе "Профессор и русалка") имеет классическое имя; у "маленькой сирены" Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа "Каникулы Зефира" также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию
В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.
Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.
Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами — нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать». Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?
@темы:
легенды