23:47

СТО ВЕЛИКИХ тайн вселенной

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 7

читать дальше

@темы: факты

Комментарии
14.02.2011 в 23:49

0 В.ДЕМИН

В древности главным регулятором и унификатором космических вопросов была религия. Жрецы и священнослужители
долгое время оставались безраздельными монополистами и в
отправлении культа, и в вынесении вердиктов по части «небесных дел». Они были хранителями тайных для непосвященных астрономических знаний, занимались предсказанием и
толкованием небесных явлений. Именно такой путь прошли
многие «звездные цивилизации» — шумерская, египетская,
вавилонская, китайская, индийская, ацтекская, майя, доинкская, инкская и др.

Много было несхожего в космических идеях Древности. Но
много было и общего. Казалось бы, что может дальше отстоять
друг от друга по времени и менталитету, чем русское и древнеегипетское мировоззрения. Но нет! И между ними протянуты
невидимые связующие нити. Общее обнаруживается и в имени одного из языческих Солнцебогов: у русских это — Хоре,
у египтян — Хор (Гор); и в звездах на куполах храмов:

только у египтян они размещались на внутренних сводах, а у
русских — на внешней стороне. При
созерцании рукотворных звезд верующими биение их сердец накладывалось на ритм Вселенной.




Наиболее же показательным проявлением общих черт в различных
направлениях и временных срезах
космического мировоззрения являются представления о Земле и Небе.
Небо на протяжении многих веков и
тысячелетий вообще выступало синонимом Космоса — ив бытовом, и
в философском и в научном плане.
Античные и средневековые космологические трактаты долгое время традиционно именовались «О небе» —
по образцу главного труда Аристотеля, посвященного астрономии.

Но сначала скажем, что мы называем небом и в скольких значениях
употребляем [это слово], дабы пред
Рис. б. Мраморная мет нашего исследования стал для
фигурка Великой Богини нас яснее. В одном смысле мы называ(Греция, ок. 6000 г. до н. э.) ^ небом субстанцию крайней сферы

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 2 1

Вселенной или естественное тело, находящееся в крайней сфере
Вселенной, ибо мы имеем обыкновение называть небом прежде
всего крайний предел и верх [Вселенной], где, как мы полагаем,
помещаются все божественные существа. В другом смысле —
тело, которое непосредственно примыкает к крайней сфере
Вселенной и в котором помещаются Луна, Солнце и некоторые
из звезд, ибо о них мы также говорим, что они «на небе». А еще
в одном смысле мы называем Небом [все] тело, объемлемое
крайней сферой, ибо мы имеем обыкновение называть Небом
[мировое] Целое и Вселенную. <...> Одновременно ясно, что вне
Неба равным образом нет ни места, ни пустоты, ни времени...
Аристотель. О Небе.

Традиция сохранялась на протяжении всей истории развития науки. Классический трактат Иммануила Канта, который увидел свет в 1755 году и дал толчок космогоническим,
исследованиям на собственно научном уровне, именовался
«Всеобщая естественная история и теория неба». А в прошлом
веке крупнейший французский ученый и популяризатор науки Камиль Фламмарион (1842—1925) озаглавил один из
наиболее известных своих астрономических трудов «История
неба».




Рис.7. Главное изображение на внутренней стороне
крышки гробницы. Посредине стоит, подняв кверху
руки, богиня Млечного
Пути (Галактея). По сторонам ее нарисованы двенадцать фигур Зодиака, причем на созвездии Весов
изображено Солнце в виде
кружка. Над ним на голове Девы... двурогая Луна.
Около Девы же над рукой фигуры изображен демотическим письмом...
Марс. Выше его над головой Льва помечены Юпитер и Сатурн. Между Весами и Скорпионом помечен Меркурий, между
Скорпионом и Стрельцом ...
Венера.

2 2

В . ДЕМИН

Земля также всегда считалась важнейшим и равноправным
партнером Неба. Их брачный союз, собственно, и порождает
Космос во всем его богатстве и разнообразии. У шумерийцев
даже существовало неразрывное понятие ан-ки — Небо-Земля. С момента священного брака Земли и Неба космическая
эволюция приобретает упорядоченную направленность, порождая наряду с неисчерпаемым многообразием Вселенной и
поколения различных Богов. Последние обычно тотчас же
вступают в непримиримую и изнурительную борьбу за власть
над миром. Для современного читателя данная коллизия особенно хорошо знакома по греческой мифологии. Здесь тоже
Земля и Небо первоначально выступают как единое целое.
Земля-Гея (рис. 6) из себя самой рождает Небо-Уран и немедленно вступает с ним в космический брак. Результат космической любви не замедливает сказаться: на свет появляется поколение Первобогов-титанов. Их предводитель Крон оскопляет
отца Урана и сам становится властелином мира. Но ненадолго — дети Крона во главе с Зевсом устраивают очередной
«дворцовый переворот», захватывают Олимп, а папашу вместе со всей родней низвергают в преисподнюю.

Не во всех мифологиях Земля женского рода. По представлениям древних египтян, Земля-Геб — мужчина, а НебоНут — женщина. Первоначально они, как и соответствующие Боги в других культурах, составляли единое целое. От их
соития, согласно гелиопольской версии, родилось Солнце-Ра,
бессчетные звезды и главные Боги египетского пантеона —
Осирис, Исида, Нефтида, Сет. Один из эпитетов Нут — «огромная масса звезд»:




Рис. 8. Небо в образе коровы.

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 23

Ночью плывут они (звезды) по ней (Нут) до края неба. Они
поднимаются, и их видят. Днем они плывут внутри неё. Они не
поднимаются, и их не видят. Они входят за этим Богом (Ра)
и выходят за ним. И тогда они плывут за ним по небу и
успокаиваются в селениях после того, как успокоится его величество (Ра) в западном горизонте. Они входят в её рот на
месте её головы на западе, и тогда она поедает их.

Из текста на потолке погребальной камеры фараона Сети.

По хорошо известной теогонической схеме небесно-звездная Богиня принялась было пожирать своих космических детей, что вполне соответствовало житейским наблюдениям:

небо как бы проглатывает по вечерам — заходящее Солнце,
а по утрам — мириады звезд. Отец Геб воспротивился каннибальским аппетитам пожирательницы небесных светил. Чтобы не допустить взаимоуничтожения, Свет-Шу разъединил
супругов. Небо-Нут поднялось наверх и распростерлось над
Зёмлей-Гебом.

Космология Древнего Египта была чрезвычайно развитой
и своеобразной. Наблюдения и знания строителей нильских
пирамид распространялись на все видимые объекты Вселенной (рис. 7). Естественно, что планеты, звезды и созвездия в
Стране Большого Хапи ассоциировались как с привычными
(рис. 8), так и с непривычными (рис. 9) для других культур
образами. Зато астрономические знания подкреплялись скрупулезными и точными математическими расчетами (рис. 10).

Истоки представлений о мироустройстве в других древних
культурах в главных своих чертах по большей части сходны.
Так, теогонические и космогонические китайские мифы схематически воспроизводят уже знакомую нам модель оформления Космоса в упорядоченное целое. Хотя первоисточники




Рис. 9. Изображение созвездий северной части неба. Роспись из гробницы
Сети I. XIX династия. XIV в. до н. э.

2 4

В. ДЕМИН




Рис. 10. Звездная таблица для определения ночного времени. Роспись.
XX династия. XII в. до н. э.

китайской мифологии представляют собой набор фрагментарных и нередко противоречащих друг другу отрывков, по
ним все же можно восстановить начальную картину мироздания. По представлениям древних китайцев, Небо и Земля некогда были слиты воедино (как и у шумеров, для обозначения
этого неразрывного понятия существовало единое слово хуньдунъ) и похожи на куриное яйцо. _.»
Внутри находился зародыш будущего великого Божества Паньгу. Родившийся из Космического
яйца, он как раз и считается творцом Неба и Земли. Культ неба в
последующей религиозной и государственной идеологии Китая
общеизвестен. Здесь оно почиталось, быть может, как ни у какой
другой великой цивилизации.
Даже наиболее употребительный
синоним страны — Поднебесная.




Нельзя представить китайскую
космологию и без двух вселенских
первоначал — инь (женское, отрицательное, темное, северное) и
ян (мужское, положительное, светлое, южное). Инь и ян находятся в Рис. 11. Индра.
беспрестанном борении, обеспечи
ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 25

вая существование, движение и развитие всех сфер объективного мира — космической, природной, животной, человеческой и т.п. Сам необъятный мир состоит из сочетания пяти
первоэлементов (вода, огонь, металл, дерево, земля), связанных с пятью планетами и странами света. Меркурий обозначал воду и север. Марс — огонь и юг, Венера— металл и
запад, Юпитер — дерево и восток, Сатурн — землю и центр.

В древнеиндийской космологии вновь обнаруживается знакомая схема мироустройства, наполненная, однако, глубоким философским содержанием. В гимнах Ригведы, других
священных книгах космическое Небо олицетворяло женское
Божество — Адити. Ее имя дословно означает «бесконечность», символизируя одновременно и бесконечное пространство, и неисчерпаемые потенции дневного света. Мать-Адити
и находится в эпицентре ведийской космогонии:

В первом веке Богов

Сущее возникло из не-сущего,

Затем возникли стороны света,

И все это — от воздевшей ноги кверху. '

От воздевшей ноги кверху Земля родилась,

От Земли родились стороны света.

От Адити родилась Дакша,

ОтДакши—Адити <...>
Когда вы. Боги, там, в воде,
Стояли, крепко держась друг за друга,
От вас тогда, от плясунов словно,
Густая пыль воздымалась.

Когда вы. Боги, словно волхвы,

Напоили все миры,

Тогда достали вы Солнце,

Спрятанное в море.

Ригведа. X. 72. 3—7

Адити -— мать множества Богов, чье собирательное имя —
адитъи. Среди них Индра — верховное Божество индоевропейцев, повелитель Вселенной, владыка молнии и грома (рис.
11). Именно с его деяниями связано отделение Земли от Неба.
Выпив священного напитка сомы, он вырос до гигантских и
настолько устрашающих размеров, что Небо и Земля, охваченные ужасом, разлетелись в противоположные стороны,
разлучившись тем самым навеки, а Индра заполнил собой все
пространство между ними:
14.02.2011 в 23:50

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 2 7

Солнцебога Сурьи. Он в стихотворной форме повествует о
своем собственном движении по небосклону, а также о движении других светил. В этом же трактате излагается ведийская
космогония и известное по многим другим источникам учение
о времени — четырех югах, каждая из которых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они составляют великий период
бытия — махаюгу — с общим количеством 4 миллиона 320
тысяч лет (или 12 тысяч божественных лет).

АРУПАЮК»"мяр но шоошх фосш"
4 уровня

Е о, 1-і
-Ом

Неописуемое

Э&двкая цустота

| Бесхонач-юсть см аиия |
Бескопечносп. прозурансяи ^

Еопговдаа dpoxMJ

і сиош.ад.йв dpaEiSJ

Пракрагйье браної

Базняїаииа flpa-скі

Процвсїайі.ив брама

Брахма без восприятие

Брата во.іьагрсадакіиг

Ерадме с уогсйчано' ауро?

Брахйа г босьо.чечіюі; иуроН

Брата о колочпо? aypolt

ЛучазарідЛі брах>«

Светякдііся брахма

Ьсеогяциї брахма

Вилиняй брамя

Боги, восторгают егя таоренадя дргиос

Son), вэашдасювся гвэиш їеоуєчяша

таяв "яова Туиви" гдэ находится
VMfSWS отдла иа!>»ра<ія

Обшатам "ймы" - цапства првкра-іеивя
стралапиЯ

33 божества царства И;оди

4 бога - гранітам
входа аа мвйеоа

Д Двдя

Acyau -похубоги

Голодиь-в KfW

Мята т-ни адоп




Рис. 13.

2 8 В. ДЕМИН

Индуизм в наибольшей степении связан с древнейшими
арийскими и ведийскими корнями, он воспринял и пантеон
древнейших Богов, и традиционные представления о мироустройстве (рис. 12). Мировой Змей Шеша, представления о
котором уходят в доиндоевропейскую древность, объемлет
собою весь мир. Он бесконечен и потому имеет эпитет Ананта
(Бесконечный). Вселенная, которую венчает Мировая Гора,
покоится на Черепахе — одном из воплощений Вишну —
еще одного важнейшего Бога индуистского пантеона. Модель эта отнюдь не статична. Космос под воздействием Мирового Змея периодически умирает для того, чтобы тотчас же
народиться и расцвесть вновь. Такая же «пульсирующая» и
еще более детализированная модель разработана в буддийской космологии (рис. 13). Она включает три мира — видимый, невидимый и чувствующий (точнее — желающий). Эту
космическую иерархию олицетворяют знаменитые буддийские ступы. Их символика такова: пирамида земного мира
переходит в перевернутую небесную, вся она бесконечно расширяется и одновременно сходится в Неописуемой точке.

Согласно индоевропейским преданиям, арии — прапредки всех современных индоевропейских народов — мигрировали с Севера после смертоносного климатического катаклизма и неожиданного похолодания. Символом Полярной Отчизны, по древнеарийским и доарийским представлениям,
являлась золотая гора Меру. Она возвышалась на Северном
полюсе, с подножием из семи небес, где пребывали Небожители и царил «золотой век» (отсюда, кстати, русская поговорка: «На седьмом небе» — синоним высшего блаженства). Гора
Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса,
вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы,
Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора прозывалась «столпом в
Окияне до небес». Апокриф XIV века «О всей твари» так и
гласит: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же
глава до небеси». В полном соответствии с общемировой
традицией вселенская гора-здесь поименована алмазной (адамант — алмаз, в конечном счете это — коррелят льда: фольклорная стеклянная, хрустальная или алмазная гора означает гору изо льда или покрытую льдом).

Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т.2. С. 349.




ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ 29

От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру
произошло русское слово и понятие «мир» в его главном и
первоначальном смысле «Вселенная» (понятие «Космос» греческого происхождения и в русский обиход вошло сравнительно недавно). Священная гора — обитель всех верховных
Богов индоевропейцев (рис. 14). Среди них был Митра, один
из Солнцебогов, чье имя также произошло от названия горы
Меру. Из верований древних ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а оттуда был заимствован эллинистической и римской культурой. Миротворческая роль Митры заключалась в утверждении согласия между вечно враждующими людьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно
так и переводится с авестийского языка — «договор», «согласие». И именно-в этом смысле слово «мир», несущее к тому
же божественный отпечаток (мир — дар Бога), вторично
14.02.2011 в 23:52

30 В.ДЕМИН

попало в русский язык в качестве наследства былой нерасчлененной этнической, лингвистической и культурной общности Пранарода. Но и это еще не все. Космизм священной
полярной горы распространялся и на род людской: считалось,
например, что позвоночный столб играет в организме человека ту же роль центральной оси, что и гора Меру во Вселенной,
воспроизводя на микрокосмическом уровне все ее функции и
закономерности. Отсюда в русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия «мир» — «народ» ( «всем
миром», «на миру и смерть красна», — говорят и поныне).
Следующий смысл из общеарийского наследства — слово
«мера», означающее «справедливость» и «измерение» (как
процесс, результат и единицу), непосредственно калькирующее название горы Меру.

Древнерусское космическое мировоззрение уходит своими
корнями в древнеарийские культурные традиции, общие для
многих современных евразийских народов. Для русского человека Небо и Земля парные — хотя и антиномичные —
категории. В великорусских заклинаниях — самом глубинном пласте народной идеологии — встречаются прямые обращения к древним верховным Божествам — вершителям
мира и судеб людей: «Небо Отец! Мать Земля'». Каких-либо
систематизированных сводов архаичной славяно-русской мифологии (за исключением сильно христианизированной Голубиной книги) до наших дней не сохранилось. Однако, согласно изысканиям и выводам русской мифологической школы, по народным представлениям. Небо-супруг изливал мужское семя в виде дождя на Землю-супругу, оплодотворяя своей
космической потенцией все сущее и обеспечивая плодоношение растений, животных, людей. Подобные представления
бытовали и у других индоевропейских народов, так как происходили из общего мифологического источника. По Плутарху, у эллинов Уран-Небо мужского рода именно по той причине, что его семя изливается дождем и оплодотворяет ГеюЗемлю. (В поэтической форме этот космический апофеоз восславил Вергилий в «Георгиках».) В стародавние времена ту
же цель преследовал и магический весенний обряд — оплодотворения жены на вспаханном поле: он имитировал космическое соитие Земли и Неба.

Подробнее см.: Демин В.Н. Тайны русского народа (в поисках истоков
Руси). М., 1997.

См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу М
1994. T.I. С. 135.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail